Начальнику Государственной
службы связи, информации и СМИ
Приднестровской Молдавской Республики
Зубову Е.В.
Представление
об устранении нарушений трудового законодательства,
допущенных в отношении гражданки К.
Уважаемый Евгений Владиславович!
В производстве Уполномоченного по правам человека находится обращение гражданки К., в котором она выражает несогласие с основанием, послужившим к ее увольнению из Государственной службы связи, информации и СМИ.
Как было установлено в ходе разбирательства по обращению, гражданка К. была принята на работу в Министерство информации и телекоммуникаций ПМР 05.01.2004 года на должность начальника отдела анализа финансово-хозяйственной деятельности, в порядке перевода из ЗАО «Завод Молдавизолит».
Между гражданкой К. и Министерством информации и телекоммуникаций ПМР, в лице министра, был заключен трудовой договор на неопределенный срок.
Распоряжением Президента ПМР от 20.03.2007г. № 202рп гражданка К. была назначена заместителем министра информации и телекоммуникаций ПМР. Данное распоряжение Президента ПМР послужило основанием к изданию 20.03.2007г. министром информации и телекоммуникаций ПМР приказа, согласно которому гражданка К. была назначена на должность заместителя министра по экономике, с заключением между теми же сторонами дополнительного соглашения к трудовому договору.
Указом Президента ПМР от 30 декабря 2011 года № 1 «Об отставке должностных лиц органов исполнительной власти Приднестровской Молдавской Республики» гражданка К., равно как и все остальные должностные лица органов исполнительной власти, была освобождена от занимаемой должности. Пунктом 3 этого же Указа должностным лицам органов исполнительной власти и управления (в том числе и гражданке К.) было поручено исполнять свои обязанности до отдельного решения Президента Приднестровской Молдавской Республики.
Такое решение в отношении гражданки К. Президентом ПМР было принято путем издания распоряжения № 190рп от 23 марта 2012 года, с изменениями внесенными распоряжением Президента № 356рп от 30 мая 2012года, согласно которым прекращено исполнение обязанностей гражданкой К. с 29 апреля 2012 года.
Уполномоченный не оспаривает право Президента ПМР на отставку должностных лиц органов исполнительной власти и не говорит о том, что отставка гражданки К. произведена незаконно. Вместе с тем, Уполномоченный отмечает, что в соответствии с ч. 2 статьи 3 Закона ПМР «О Государственной службе Приднестровской Молдавской Республики» от 28 декабря 2009 г. N 922-З-IV, САЗ 10-1 (с учетом изменений, внесенных Законами ПМР от 02.07.10, 24.05.11, 15.07.11), действовавшего на момент принятия решения в отношении гражданки К., на отношения, связанные с государственной службой, распространяется действие трудового законодательства Приднестровской Молдавской Республики с особенностями, предусмотренными настоящим Законом.
Трудовое законодательство, охраняя право работника на труд у работодателя, устанавливает определенные гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Эти гарантии заключаются в том, что в законодательстве закрепляется перечень оснований увольнения с работы по инициативе работодателя, а также определенный порядок (процедура) увольнения. Некоторые процедуры являются общими для всех работников, другие касаются отдельных категорий работников. Кроме того, по каждому основанию увольнения устанавливаются определенные правила, которые работодателю необходимо соблюдать.
Работодателем по отношению к гражданке К. является Приднестровская Молдавская Республика, в лице (в настоящее время) Государственной службы связи, информации и СМИ. То обстоятельство, что назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц такого ранга осуществляется Президентом ПМР, не является основанием к не изданию в соответствующем ведомстве или министерстве приказа (распоряжения) по конкретному лицу. Это вытекает из того, что в актах Президента ПМР при назначении на должность не устанавливаются и не должны устанавливаться должностные оклады и иные полагающиеся выплаты, равно как в актах Президента ПМР об отставке того или иного должностного лица не указываются и не должны указываться основания к увольнению, предусмотренные трудовым или иным законодательством и размеры причитающихся выплат.
Соответствующее распоряжение Президента ПМР о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности того или иного лица является основанием для подготовки работодателем приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора (увольнении) по соответствующему пункту, статье Трудового Кодекса ПМР.
Статьей 84-1 Трудового кодекса ПМР установлен общий порядок оформления прекращения трудового договора. В частности, запись в трудовую книжку об основании и причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса ПМР или иного закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Трудового кодекса или иного закона.
Запись, произведенная в трудовую книжку гражданки К. не соответствует указанным требованиям.
В данном случае, по мнению Уполномоченного, трудовой договор с гражданкой К. подлежал расторжению на основании статьи 81 Трудового кодекса ПМР (расторжение трудового договора по инициативе работодателя). Тем более, что трудовой договор с ней был заключен бессрочный и еще до назначения ее на должность заместителя министра.
Более того, согласно требованиям, установленным п. 21 «Инструкции по заполнению трудовых книжек», утвержденных Приложением № 3 к Приказу Министра экономики ПМР от 20 ноября 2006 года № 721 (в текущей редакции) если за время работы работника наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делается соответствующая запись.
Указом Президента ПМР (п.п. «б» пункта 4) от 24 января 2012 года № 41 Министерство информации и телекоммуникаций Приднестровской Молдавской Республики было преобразовано в Государственную службу связи, информации и СМИ. Однако, в трудовую книжку гражданки К. соответствующая запись внесена не была.
По мнению Уполномоченного, допущенные в отношении гражданки К. нарушения трудового законодательства являются существенными, в связи с чем, руководствуясь п. «г» ч. 1 статьи 15 Конституционного закона ПМР «Об Уполномоченном по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике», рекомендую рассмотреть настоящее представление и устранить допущенные в отношении гражданки К. нарушения.