Представление
О нарушении прав гражданина Ч.
на получении пенсии по случаю потери кормильца
Уважаемая Тамара Дионисьевна!
В адрес Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике поступило письмо Министра просвещения ПМР, которым сообщается о нарушении имущественных прав сироты Ч, 1990 года рождения.
Из сообщения министра следует, что гражданин Ч. в настоящее время является студентом 1-го курса Военного института Министерства обороны ПМР при ПГУ им. Т.Г. Шевченко и обучается по очной форме обучения.
Следует заметить, что обучение в Военном институте по очной форме, предполагает и одновременное прохождение военной службы по призыву, в связи с чем, гражданин Ч. находится на полном государственном обеспечении.
Пунктом 1 статьи 5 Закона ПМР от 27 июля 2010 года № 159-3-IV «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в организациях образования по очной форме обучения (в возрасте до 18 (восемнадцати) лет и старше, но не более чем до 25 (двадцати пяти) лет) имеют право на полное государственное обеспечение до окончания обучения в соответствии с настоящим Законом».
По этой причине по окончании срочной службы и при условии, что гражданин Ч. продолжит обучение по очной форме, ему должны производиться все выплаты до завершения образования в данном учебном заведении.
Проведенной проверкой установлено, что в настоящее время, в соответствии с Законом ПМР от 17 февраля 2005 года № 537-3-III «О государственном пенсионном обеспечении граждан в Приднестровской Молдавской Республики» гражданин Ч. имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца в полном размере.
Так, согласно статье 43 данного Закона «право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении (статья 44 настоящего Закона), При этом детям пенсии назначаются независимо от того, состояли ли они на иждивении кормильца».
При этом нетрудоспособными членами семьи считаются: дети погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 (восемнадцати) лет, а если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, то до окончания ими такого обучения, но не позднее, чем до достижения ими возраста 23 (двадцати трех) лет.
Согласно же статье 61 данного Закона – детям, потерявшим обоих родителей, за период нахождения на полном государственном содержании пенсия выплачивается в полном
размере.
Как следует из письма Министра просвещения ПМР гражданин Ч. предоставил в Управление социальной защиты г. Рыбница справку с места учебы, но ему было отказано в выплате пенсии по СПК на основании методического письма вопросов и ответов от 02.03.2001 года № 5, где указано, что «курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования приравнены к военнослужащим и правом на получение пенсии по случаю потери кормильца и ее выплату не пользуются» (вопрос 11).
В этой связи следует заметить, что согласно теории права и общепринятой юридической практике подразделение нормативных актов по юридической силе определяется рамками – Закон и подзаконные нормативные акты. Практическое значение такого деления заключается в том, что в случае расхождения закона и подзаконного нормативного акта действует закон. При этом реальное верховенство законов находит выражение не только в формальном превалировании их над другими нормативными актами, но и в самом их содержании, что предполагает преобладание в них норм прямого действия, а также охват именно законами важнейших вопросов.
Учитывая вышеизложенное, разъясняю, что при наличии противоречия между ведомственным методическим письмом и Законами ПМР от 27 июля 2010 года № 159-3-IV «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от 17 февраля 2005 года № 537-3-III «О государственном пенсионном обеспечении граждан в Приднестровской Молдавской Республики» руководствоваться следует законами.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями подпункта «г» пункта 1 статьи 15 Конституционного Закона ПМР от 03 ноября 2005 года № 657-КЗ-III «Об Уполномоченном по правам человека в ПМР», –
рекомендую:
1. В целях недопущения нарушения имущественных прав сироты Ч, 1990 года рождения, обеспечить безусловное исполнение предписаний Закона в том виде, в каком они существуют на сегодняшний день.
2. О результатах рассмотрения представления прошу сообщить в установленный законом срок.
С уважением,