Уважаемый Анатолий Владимирович!
Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (папка 1570/2), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Шевчуком Е.В., - Уполномоченный, учитывая необходимость совершенствования норм законодательства республики о противодействии коррупции, в целом поддерживает концепцию проекта закона, поскольку он направлен на совершенствование законодательной базы.
Вместе с тем Уполномоченный отмечает, что отличительным признаком коррупциогенного законодательства является наличие норм, допускающих их произвольные трактовку и применение государственными (муниципальными) служащими. Следовательно, закон, устанавливающий правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, должен быть настолько выверен и четко изложен, чтобы не допускать даже возможности его произвольного толкования. Ознакомившись с представленным проектом закона, Уполномоченный отмечает, что предлагаемая редакция статьи 3 этим требованиям не отвечает.
По мнению Уполномоченного, методика проведения антикоррупционной экспертизы должна быть единым согласованным документом, независимо от того, каким органом такая экспертиза проводится. Следовательно, представление прокурору права единолично определять методику проведения антикоррупционной экспертизы, противоречит самой концепции проекта закона.
В связи с чем, в целях единообразной правоприменительной практики, представляется целесообразным дополнительно обсудить положения, содержащиеся в статье 3 проекта закона.
Также Уполномоченный отмечает, что часть 3 статьи 15 закона ПМР «Об актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики» от 7 мая 2002 года № 123-З-III устанавливает, что слова и выражения в правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в действующем законодательстве Приднестровской Молдавской Республики. Этой же нормой установлено, что не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в правовом акте.
В связи с указанными требованиями закона, необходимо уточнить некоторые нормы проекта закона. В частности, в некоторых статьях проекта закона «Приднестровская Молдавская Республика» указывается в сокращенном варианте «ПМР», что в законодательных актах является недопустимым, тем более что в проекте закона данная возможность не оговаривается и в большинстве статей наименование республики не сокращается. В связи с чем, необходимо уточнить редакции п.п. «б,в» части 1, п. «а» части 3 статьи 3; п. «а» части 1 статьи 4 проекта закона.
Подпункт «а» части 1 статьи 3 проекта закона содержит ссылку на Конституционный закон ПМР «О Прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики». Данную норму необходимо привести в соответствие с требованиями статьи 20 закона ПМР «Об актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики» от 7 мая 2002 года № 123-З-III, согласно которой при ссылках на правовые акты в других правовых актах используется официальное обозначение правовых актов Приднестровской Молдавской Республики, которое включает в себя дату принятия, номер акта и т.д.
В соответствии с частью 1 статьи 16 закона ПМР «Об актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики» от 7 мая 2002 года № 123-З-III одним из основных элементов содержательной части закона являются статьи, которые могут подразделяться на части или пункты (части, имеющие нумерацию). Учитывая, что в статьях представленного проекта закона имеется нумерация, следует предположить, что они делятся на части, следовательно, и по тексту закона, при соответствующих ссылках, необходимо указывать части, а не пункты (п.п. «б» части 1 статьи 4 проекта закона).
Учитывая изложенное, Уполномоченный в целом поддерживает представленный проект закона, при условии его доработки.
С уважением,