К Уполномоченному по правам человека в ПМР поступило обращение гражданки Б., жительницы г.Григориополь, по факту жестокого обращения с ее несовершеннолетним внуком Владиславом, 2000 года рождения, со стороны отца ребенка, гражданина З.
Согласно доводам заявительницы, ее внук проживает со своим отцом, гражданином З., в г.Григориополь, который на протяжении многих лет жестоко избивает мальчика, не заботится о нем - ребенок живет в антисанитарных условиях, голодает, вынужден убегать из дома.
Принимая во внимание серьезность ситуации, в которой оказался несовершеннолетний Владислав, представители Аппарата Уполномоченного по правам человека в ПМР произвели выезд в г.Григориополь, с целью выяснения, почему на протяжении долгого времени органами государственной власти, обязанными выявлять и защищать детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, не предпринимались соответствующие меры по защите данного ребенка от насилия в семье, пагубно влияющего на его физическое и психическое здоровье.
В ходе проверки было установлено, что Владислав, проживает совместно со своим отцом, гражданином З., который является хроническим алкоголиком, ведет аморальный образ жизни, постоянного места роботы не имеет. Мать ребенка, гражданка Ч., с 2004 года находиться на заработках за пределами ПМР. Фактически с рождения ребенок был свидетелем жестокого обращения отца с матерью, а также сам страдал от жестокости отца. Нахождение в неблагоприятных для его психического и физического развития условиях, не могло не отразиться на здоровье мальчика – ребенок заикается, ему трудно дается усвоение учебной программы.
Вопрос жестокого обращения гражданином З. со своим несовершеннолетним сыном поднимался педагогами дошкольного учреждения, посещаемого ребенком, а в последствии и учителем начальной школы, о чем был информирован орган опеки и попечительства г.Григориополя, однако только в мае 2009 года по инициативе учителя начальной школы, а также бабушки Владика по линии матери, были зафиксированы следы побоев ребенка и органом опеки и попечительства подано исковое заявление в суд о лишении родительских прав отца гражданина З. При этом вопрос об отобрании ребенка не рассматривался.
В ходе беседы с представителями Аппарата Уполномоченного работники органа опеки и попечительства пояснили, что в настоящее время проблема разрешена: летом приезжала в отпуск мать Владика, родители ребенка примирились. Гражданин З., отец мальчика, исправился – он снял квартиру, где есть все необходимые условия для проживания ребенка, Владик ухожен, побои прекратились. Ребенок любит своего отца и хочет дальше проживать с ним. При этом мать ребенка, гражданка Ч., уверила опеку в том, что в январе 2010 года она приедет в г.Григориополь с целью забрать ребенка с собой.
Однако, в ходе посещения ребенка в школе и беседы с его классным руководителем, последняя пояснила представителям Аппарата Уполномоченного и органа опеки и попечительства г.Григориополь, что на самом деле ситуация не изменилась – просто ребенок до такой степени запуган отцом, что скрывает побои, говорит, что все замечательно и он очень любит папу. Имея доверительные отношения со своим классным руководителем, Владик честно рассказывает ей, что отец продолжает пить, водить в дом женщин, устраивая оргии на глазах у ребенка, избивает его за любой пустяк. Ребенок боится и ненавидит своего отца. Владик, из-за ситуации, в которой продолжает находиться, стал агрессивным, вымещает злобу на младших школьниках, о чем ей уже неоднократно сообщали учителя первоклассников. При этом классный руководитель считает, что ребенка необходимо незамедлительно отобрать у отца, так как она уверена, что ребенок находится в постоянной угрозе его жизни и здоровью.
В соответствии с положениями ст.26 Конституции ПМР, ст.2 и ст.22 Закона ПМР «О правах ребенка», материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Государство гарантирует каждому ребенку право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, социального и духовного развития. Защита прав ребенка обеспечивается соответствующими компетентными органами, функционирующими при органах местного самоуправления, и правоохранительными органами.
Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, пользуется немедленной защитой органов опеки и попечительства, защитой и особой помощью государства в соответствии с законодательством.
Согласно требованиям ст.76 Кодекса о браке и семье ПМР, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта местного органа власти.
При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения местным органом власти акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
Однако, в нарушение указанных требований действующего законодательства, при рассмотрении вопроса о защите прав и интересов Владислава органом опеки и попечительства г. Григориополя и Григориопольского района, как органом местного самоуправления не были надлежаще выполнены возложенные на них обязанности по защите прав и интересов несовершеннолетнего, оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации, угрожающей его жизни и здоровью.
Вопрос о лишении родительских прав по причине жестокого обращения с ребенком и неисполнения родительских обязанностей был поднят органом опеки и попечительства только спустя четыре года – информация о жестоком обращении с ребенком и отсутствием ухода со стороны родителей имелась уже на период посещения ребенком дошкольного учреждения.
И даже при решении вопроса обращения в суд о лишении отца ребенка родительских прав в июне 2009 года, органом опеки и попечительства не были предприняты меры к незамедлительному отобранию ребенка в целях защиты его жизни и здоровья. А в дальнейшем, надлежащим образом не проверялось, изменилась ли ситуация в указанной семье после подачи искового заявления в суд.
Принимая во внимание вышеизложенное, на основании п.п. «г», п.1 ст. 15 Конституционного Закона ПМР «Об Уполномоченном по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике» Уполномоченным было внесено соответствующее представление на имя главы государственной администрации г.Григориополь и Григориопольского района об устранении выявленных нарушений.
В настоящее время Представление Уполномоченного по правам человека удовлетворено – несовершеннолетний Владислав временно определен в круглосуточную группу медико-социально-педагогической реабилитации для детей из неблагополучных и малообеспеченных семей МДОУ «Детский сад комбтнированного вида «Звездочка» с.Красная Горка Григориопольского района» до вынесения судом окончательного решения о лишении родительских прав гражданина З. в отношении своего несовершеннолетнего сына.